Сведения о разрядах патентов были опубликованы в том виде, который они имели в делопроизводственной документации финансовых отделов. За второе полугодие 1925/26 г. предприятия были сгруппированы по пяти разрядам, а за 1926/27 г. — по шести. В силу этого большой статистический материал, собранный финансовыми инспекторами, отражал в основном результаты применения новой классификации предприятий, а не процесс изменения размеров торговых заведений.
Однако налоговая реформа коснулась главным образом торговли V разряда, из которого были механически выделены наиболее крупные предприятия, которые составили новый, VI разряд. Принципы регистрации торговли I, II и III разрядов по закону о промысловом налоге 1923 и 1926 г. были абсолютно одинаковы. Немного различается бизнес на Кубе для иностранца, который учитывал несколько вариантов для старт-апа. Преодолеть несравнимость можно путем объединения предприятий IV и V разрядов. В итоге удается получить сравнимые группировки предприятий торговли за 1925/26 г. и 1926—1927 гг.
Точность фиксации переходов предприятий из разряда в разряд во многом зависела от того, как финансовые органы определяли, что торговое заведение существовало в предыдущий окладный период. По закону о промысловом налоге предприниматель, который продолжал свою деятельность, мог продлить имевшийся у него патент, а в тех случаях, когда изменялся характер торговли (розничная, оптово-розничная или оптовая) либо специализация предприятия, либо торговое заведение переносилось в другую местность или переходило в руки новых владельцев, должен был проводиться новый бизнес-анализ с использованием excel. Такие предприятия фиксировались в ходе расширенного обследования промыслового обложения в категории существовавших в предыдущий окладный период.
Таким образом, наиболее широкий объем хозяйственной компетенции следует законодательно увязывать с такими организационноправовыми формами субъектов, которые нацеливаются на осуществление коммерческой деятельности на собственной имущественной основе: хозяйственные общества и товарищества, производственные кооперативы, частные и коллективные предприятия и т.п.
Государственная налоговая администрация, говоря о партнерских отношениях с плательщиками, вносит новые предложения. Мы говорим: если будет установлена граница относительно НДС в размере 61 тыс. грн., то в целях экономии администрирования налогов этих граждан вообще трогать не следует.